Limgreen Tour ®

Махабалешвар, Махаганапати, Водоём Котитиртха, Пещера Вишалабила, Тамра-Гаури в храме Махабалешвар, Храм Венкатараман, Источник Рамы, Рама-Тиртха и храм, Пещера Гогарбха, Храм Шанкар-Нараян

--> ГОКАРНА Часть 1 - История и значение браминской деревни.

Символизм Лингама и Йони

Мраморные и гранитные изваяния Шива-Лингам украшают храмы и улицы Гокарны на самых оживленных перекрестках и возле школ. При этом алтарные скульптуры и изображения соединения мужского и женского начал являются важным элементом ведической проповеди отказа от телесных наслаждений. Не смотря на мужскую форму, Лингам является метафорой универсального характера, потому что изображает изначальную природу всякого живого существа – духовный стержень Высшего Я. Подобно тому, как Йони обнимает Лингам, материальный мир стремится к своему мистическому Началу.

Ведическая культура помогает видеть Вечное во временном и сакральное в телесном, не путая одно с другим. Скульптуры древних храмов, поклонение образам Лингама и Йони, а также тексты Риг-Веды, восхваляющие опьянение, указывают на естественные природные пути сближения личности с Абсолютом, помогая осознать и разумно управлять этими ресурсами, а также достигать высоких состояний сознания без них, чтобы освободиться от всех привязанностей кроме одной – привязанности к Тому, Кто существует вечно. Так Йога объясняет временность телесных наслаждений и зовёт к единению с Божественным Смыслом, направляющим всё внимание на саморазвитие и помощь другим.

Махабалешвар Темпл

В храме Махабалешвара возле главного пляжа Гокарны находится важнейшая святыня Кшетры – Атма-Лингам (Прана-Лингам) – символ божественного могущества Шивы. С ним связана легенда о Ганеше, который помог Атма-Лингаму укрепиться в Гокарне:
Правитель Ланки демон Равана отличился в аскезе и молитве, за что Шива дал ему один из своих мощнейших Лингамов. Опасаясь, что демон станет непобедим, боги решили хитростью опустить Лингам на землю. Ведь, едва коснувшись земли, Лингам мгновенно прорастает сквозь все миры, и никакая сила не может его сдвинуть с места. Для этого Вишну обратился к Ганеше с просьбой принять образ Бату (юного монаха), а затем изменил ход небесных тел, чтобы Равана подумал, что пришло время поклонения. Как и предвидел Вишну, увидев рядом молодого брахмана, демон попросил его подержать Прана-Лингам на время медитации. Тогда боги наделили Лингам весом трех миров, и он стал таким тяжелым, что Ганапати (санскр. – Предводитель Слуг – одно из имён Ганеши) уже не мог удерживать его в своих руках и положил Лингам на землю. Тут же Лингам протянулся через Сапта Патала (семь нижних миров) и крепко утвердился на месте. Равана, увидев это, был вне себя от ярости, стыда и горечи. Он пытался вытащить его из земли, обхватив множеством своих рук, но не мог даже покачнуть Лингам. В гневе Равана ударил Ганапати по глове и с позором покинул Гокарну. Затем боги поручили легендарному мастеру Вишвакарме принести мрамор с реки Гандака и сделать вокруг Лингама красивую каменную оправу. Так Кшетра обрела свою главную достопримечательность.

Махаганапати Темпл

После того, как Лингам утвердился на месте, Ганеша отступил 40 шагов на юго-восток и встал лицом к Западу. В таком положении здесь находится древняя муртия (санскр. – образ, изваяние) Ганапати. Вокруг нее построен храм Махаганапати. Согласно наказу Ишвары (санскр. – Владыка, то есть, Шива), милость Прана-Лингама, установленного в Гокарне, может заслужить только тот, кто поклоняется Ганапати. Так Шива дал понять, что сочувствует Ганеше, пострадавшему от Раваны, и доволен его работой. Поэтому Ганапати досталась честь первого поклонения, после чего поклоняются Махабала-Лингаму (Лингаму храма Махабалешвар).

Водоём Котитиртха

В Гокарне есть скульптурные изображения божества с клювом – легендарного Гаруды – птицы, на которой летает Вишну. С Гарудой местные поверья связывают появление пресного водоёма Котитиртхи. Однажды случилось так, что Гаруда поймал змея по имени Дурмукха, и искал место, где бы он мог усесться и съесть его. Неожиданно змей выскользнул из клюва и упал на гималайскую вершину, где обитал Брахма. Гаруда очень долго искал его, но все было напрасно. Тогда, вне себя от гнева, он схватил гору своим клювом вместе с Брахмой, другими ришами и священными водоёмами и полетел прочь. Когда Гаруда пролетал над Кшетрой, проснувшийся Брахма надавил на свои владения весом трех миров. Гаруда стал взывать о помощи к мудрецу Агастье, и тот позволил ему пролить тиртхи. Часть воды вылилась в море, а часть разлилась в Гокарне, заливая место, откуда появился Шива (Рудра-Йони). Так образовалась Котитиртха.

Посередине бассейна Котитиртхи находится маленький храм Котешвара. На южном берегу водоема можно увидеть Лингам, заложенный Агастьей, и место его аскезы, а рядом с ним находятся Гаруда-Тиртха и Гаруда-Мандапа (открытый зал с колоннами). Большая часть Гокарна-Пураны посвящена значимости омовения в Гаруда-Тиртхе.

Пещера Вишалабила

В южной части водоема Котитиртха находится также пещера Вишалабила. Согласно легендам эта пещера была создана Вишвакармой, чтобы умилостивить Индру. Писания говорят, что в месяц Картика боги приходят сюда и живут здесь, чтобы омываться в священном водоёме Гокарны.

Тамра-Гаури в храме Махабалешвар

Как-то раз, когда Брахма погрузился в глубокую медитацию, из его правой руки вышла женщина в форме реки. Брахма предсказал ей, что она станет женой Рудры. Тогда она, желая поскорее встретиться с Рудрой, отправилась на поиски и, узнав, что он находится в Гокарне, спустилась с небес на холмы Шата-Шринга (санскр. – миллион высот), также называемые Го-Шринга, и стала преданно медитировать на Рудру. Рудра уже узнал об этом, созерцая ее появление из руки Брахмы, и вскоре явился, чтобы жениться на ней. Свадьбу праздновали в месте, которое носит название Вайвахика Парвата (Венчальная Гора) или гора Тамра (санскр. Там-Ра – Тёмное Солнце). Имя этой богини Гаури, она же Парвати. Храм ТамраГаури в Гокарне расположен на территории храма Махабалешвар.

Согласно легенде Гаури странствует в форме реки. В Пуранах сказано, что тот, кто омоется в этой реке, освободится от грехов, совершенных предками в прошлых жизнях. В воплощении реки Вайтарани она течет по Кшетре вниз с горы Тамра на южной оконечности полуострова, и, протекая вокруг Рудра-Йони, впадает в море неподалеку от Питрастхали, где ежедневно происходит раздача бесплатного питания (прасад) для гостей поселка.

Храм Венкатараман

Поскольку Праналингам был заложен в месяц Картика (23 октября – 21 ноября), все боги приходят в Гокарну в этот месяц. Так однажды и Вишну пришел сюда и вознес молитвы Шри Шанкаре (Шиве), а после остался в центре Кшетры в виде маленького храма Венкатараман (он же Венкатеш), чтобы оберегать своих преданных. Храм расположен на пересечении Главной улицы и улицы Кар.

Источник Рамы, Рама-Тиртха и храм

Особая святыня Гокарны – источники пресной воды. Родник возле Рама-темпла самый почитаемый. Он украшен гранитной скульптурой коровьей головы, из рта которой льётся вода. Местные жители и туристы приходят и приезжают сюда, чтобы набрать богатую минералами питьевую воду, которая вытекает из каменистого горного массива, разделяющего главный пляж Гокарны и пляж Кудли. Возле источника находится храм Рамы и бассейн Рама-Тиртха, который в сезон дождей наполняется до краев чистейшей пресной водой и становится местом купания и забав для детей.

Гокарна-Пурана повествует, что источник благославил сам Рама, когда прибыл в Гокарну паломником в сопровождении Ситы и Лакшмана, чтобы совершить поклонение Шиве после победы над Раваной.

Пещера Гогарбха

Легенда, которую местные брамины связывают с пещерой на холме возле пляжа Кудли, говорит, что там была принесена молитва Шиве о возвращении кшатриев на Землю. До этого, как известно, все представители военного сословия неоднократно уничтожались божеством по имени Парашурама (аватар Защитника Вселенной Вишну). В пещере Гогарбха находится алтарь и узкие проходы вглубь холма. Пурана гласит, что вошедший в эту пещеру достигает освобождения, а тот, кто возносит здесь молитву Гаятри, получает во владение земли.

Храм Шанкар-Нараян

Создатели храма Шанкар-Нараян, возле Котитиртхи, воодушевились легендой о том как Шива и Вишну обманули демона, возжелавшего обладать Парвати. Вишну принял форму столь прекрасной женщины, что демон был очарован ее красотой и, забыв о Парвати, стал умолять стать его женой, хвалясь своей доблестью и даром, которым он обладал. Женщина ответила, что станет его супругой, если он отдаст ей этот дар. Демон согласился, и был лишен своей силы. Шанкара (Шива), изумленный несравненной красотой женщины, в которую превратился Вишну, заключил её в объятия и попросил отныне называться Хариарапура Шанкар-Нараяна.

Гора Парвати

Края горы выглядят обоженными, поэтому она названа Тамра–Тала Парвата или «гора с огненным подножием». Её также называют Вайвахика Парват (венчальная гора). Местные верования говорят, что здесь Шива сочетался браком с Парвати (Тамра-Гаури), которая пришла в горы Го-Шринга, чтобы выполнить покаяние ради замужества с Шивой. Она опустилась в заводь у подножия горы и вспыхнула пламенем, которое обжигало склоны. Господь Брахма был впечатлен ее стараниями и благословил ее, сделав невидимой и наделив такой сверхъестественной силой воображения, чтобы она могла соединиться с каждым существом во Вселенной. Так она обрела Шиву и обвенчалась с ним на этой же горе. Знающий эту легенду, намеренно погрузившись в заводь на восходе солнца, может быть уверен в исполнении подобного желания.

Храм Нагешвар

В Гокарне изображения кобр (санскр. – наги) можно встретить возле источников и алтарей разных храмов. Храм Нагешвар с древним Лингамом находится возле небольшого водоёма западнее Котитиртхи, который по местному преданию выкопали змеи, чтобы избежать гибели во время легендарного сожжения. Согласно легенде, рассказанной в «Махабхарате», царь Джанамеджая хотел таким образом уничтожить весь змеиный род, и был остановлен мудрецом, находящимся в кровном родстве со змеями. По местному поверью десять кобр выкопали Тиртху и установили Лингам, за что Шива, довольный их преданностью, явился перед ними в сопровождении Брахмы и Вишну, и освободил от проклятия.

Храм Кришны на озере Котитиртха

Муртия Кришны расположена в строении на южной стороне Котитиртхи. Поклонение Божеству считается особенно важным для паломников. Здесь, по местным поверьям, Кришна молил Шиву, чтобы он помог найти похищенного внука. Побывать в Гокарне и обратиться к Шиве Ему посоветовал мудрец Нарада. Шива был доволен Его преданностью и помог найти пропавшего родственника.

Рудра Бхуми

В окрестностях Гокарны есть место под названием Рудра Бхуми (санскр. – жилище Рудры). Там сжигают умерших. Быть сожженным в Кшетре, для верующих индусов означает достигнуть освобождения.
Легенда гласит, что Земля была создана Брахмой без участия Шивы, который в это время находился в медитации, готовясь к творению. Узнав об этом, разгневанный Рудра решил разрушить творение Брахмы. Вишну остановил его такими словами: «О Рудра, прошу тебя, прости Брахму сейчас, и уничтожь его творение только во время Пралаи (окончательного разрушения), и пусть то место, на котором ты сейчас стоишь, будет известно как Рудра Бхуми, и пусть оно вечно приводит к освобождению, а ты будешь обитать здесь».

Унмаджани-Тиртха и Вайтарани

Западнее Котитиртхи находится ещё одна священная кунда – Унмаджани-Тиртха. Река Вайтарани наполняет её и Котитиртху, затем сливается с морем через речку Тамрапарни. Поверье гласит, что омовение в этой Тиртхе, очищает от всех грехов. По легенде река Вайтарани не хотела приближаться к своему мужу. Недовольный ее равнодушием, он в гневе проклял её, и воды реки обрели кровавый цвет. Вайтарани молила мужа о прощении, он смягчился и попросил ее отправиться на Паталалоку и оставаться там, пока не встретит Хари и Хара (Вишну и Шиву). Она послушалась и стала выполнять покаяния на Паталалоке, где встретила Хари и Хара в тот момент, когда их преследовал Харасура. Им понравилась ее преданность, благословив ее вновь обрести чистоту, они вернулись на Бхулоку вместе с ней. Место, куда они прибыли из Паталы, известно как Унмаджани-тиртха.

--> ГОКАРНА Часть 1 - История и значение браминской деревни.


Скачать PDF брощюру "Гокарна - Шри Кшетра" (автор Степан Петросян)